Этот небольшой текст продиктован желанием обратиться к Зрителю. Ни к коллеге, ни к искусствоведу, а просто к Зрителю, так или иначе знакомому с изобразительным искусством и с его современным состоянием. Лет 15-20 назад говорить об этом было бы неуместно, но необходимо сегодня. Отчего так? - Оттого, что культурный иммунитет всегда подвергается чудовищному давлению во времена перемен (смены парадигм). Оттого, что черный квадрат для меня равносилен трупу вождя в мавзолее. Оттого еще, что раз уж назвал свою первую персоналку, - не мешало бы и пояснить, хотя бы от части, что имею ввиду. Итак, почему Русский? Что вообще делает человека англичанином, французом или русским? Физика? Политика? Математика или Экономика? - Вряд ли. Наверное, все-таки принадлежность к национальной культуре, которую каждый начинает всасывать с детства в той или иной мере. Другими словами, это базовое гуманитарное образование. Не квасной патриотизм. Кто с детства читал Гауфа, Андерсена, Братьев Гримм, вряд ли заболеет последним. Но пока что ни один народ с большой историей не перестал гордиться великими представителями Своей культуры. Что же до русской живописи? - От Рублева до Абакумова 5 веков. И есть молитва и надежда, что на этом дело не закончится. Почему именно Реализм? Ведь, строго говоря, есть искусство Конфигуративное (предметное) и Абстрактное (беспредметное). А если копать глубже, то изобразительное искусство в принципе Абстрактно, так как использует абстрактные изобразительные средства: линии, пятна, штрихи, локальные цвета на палитре и их смеси, имприматуры и т.д. и т.п. Здесь, правда, напрашивается вывод, что Абстракция, выполненная своими же абстрактными средствами, - это, некоторым образом, Тавтология, масло масляное и мокрая вода. Впрочем, кому что нравится... И вот один шаман рисует в пещере схему быка. Палочки-ножки, палочки-рожки, хвост-закорючка. А у другого, в другой пещере, "почему-то" получаются дивные быки, львы, антилопы... Да еще и очень выразительно сделанные. И этому, другому, кстати, и в голову его доисторическую не придет рисовать палочки. Ему это, видите ли, скучно.
Так почему же Реализм, а не Конфигуративное и не Репрезентативное искусство? - Просто для русского слуха это звучит ëмко и органично.
Хотя, конечно, ветвей у этого дерева очень много: Гипер-, Нео-, Сюр-, Критический, наконец, как антипод Социалистическому-политизированному, насильственно, разумеется. Но ведь кто-то и верил искренно, честно. И немало произведений соц. реализма просто абсолютно мастерски сделаны, невероятно талантливо, и являются шедеврами безусловными. А Корины, Пластов, Дейнека, Пименов, Кончаловский с его героическими сиренями победы, Фаворский и Никереев, Нисский. И многие, многие другие, не менее... Такое уж это все сугубо социалистическое?! (Пименовская девушка в кабриолете смотрелась бы не менее чудесно хоть в Нью-Йорке, хоть в Париже).
И еще. Если мы созданы по Образу и Подобию, то и пишем красоту мира Божьего с Его помощью. Но по образу своему (образованию, темпераменту, предпочтениям, судьбе в конце концов). И всякий в меру Одаренности и Трудолюбия. Оттого и не судим строго. Кто-то в это верит, кто-то не очень, кому-то просто наплевать. Я верю.
P.S. На флоте есть приказ. "Спасаться по способностям". Очень точное определение для русского художника и православного. Есть способности, вот ими и спасаемся.
С уважением, Художник Захаров О.Б.
Перейти на страницу сайта "Живопись":
Comments